Расчетно-кассовое обслуживание (сокращенно РКО) – комплексная банковская услуга, предоставляемая субъектам хозяйствования (предпринимателям и юридическим лицам). Она предусматривает совершение операций с денежными средствами предприятия (предпринимателя).

Необходимость РКО обусловлена тем, что в России наличные расчеты между субъектами хозяйствования в рамках одного контакта (соглашения, договора) разрешены в сумме не более 100 тысяч рублей.

Поэтому, несмотря на то, что с юридической точки зрения использование расчетно-кассового обслуживания является правом, а не обязанностью предприятия (предпринимателя), подавляющее большинство субъектов хозяйствования должны иметь счет в банке.

Что входит в РКО

Перечень услуг, входящих в РКО, может зависеть от конкретного финансово-кредитного заведения. Обычно расчетно-кассовое обслуживание включает:

  • ведение безналичных расчетов (поступление и списание денег);
  • хранение денежных средств предприятия на текущем (расчетном) счете;
  • операции с наличными деньгами (внесение на счет, снятие по чековой книжке);
  • формирование выписок о движении денежных средств по счету предприятия.

Возможны и дополнительные услуги: онлайн-бухгалтерия, система «Банк-Клиент», интернет-банкинг, консультирование, эквайринг, инкассация и пр. Они могут включаться в стандартный пакет сервисов или предоставляться за отдельную плату.

Расчетно-кассовое обслуживание ведется не только в рублях, но и в иностранных валютах – при наличии такой необходимости. Это актуально, если предприятие (предприниматель) осуществляет внешнеэкономическую деятельность: отгружает продукцию на экспорт, закупает за границей сырье или товары, и пр.

Нормативная база

Расчетно-кассовое обслуживание субъектов хозяйствования банками России осуществляется на основании следующих нормативных документов:

  1. Положение о безналичных расчетах;
  2. Гражданский кодекс РФ;
  3. Закон «О банках и банковской деятельности»;
  4. Положение о порядке ведения кассовых операций.

Кроме этого, между предприятием (предпринимателем) и банком заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание. Его положения основаны не только на законодательных актах федерального значения, но и на внутренних нормативных документах финансово-кредитного учреждения.

После подписания договора на РКО предприятию (предпринимателю) оформляется чековая книжка для снятия наличных со счета.

Банк самостоятельно уведомляет налоговую инспекцию, Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования об открытии субъектом хозяйствования расчетного счета в банке. Согласно действующему законодательству, финансово-кредитное учреждение должно сделать это в течение трех суток. То же самое касается процедуры закрытия счета.

Какие документы требуются для РКО

Перечень документации, необходимой для открытия расчетного (текущего) счета и принятия клиента на расчетно-кассовое обслуживание, каждый банк может определять самостоятельно, руководствуясь собственной клиентской политикой и внутренними нормативными актами. Это предусмотрено инструкцией Центробанка № 153-И, вступившей в силу 30 мая 2014 года.

Но в любом случае потребуется подтверждение из налогового органа о постановке на учет, а также регистрационные и учредительные документы.

vДля юридического лица это устав, учредительный договор либо иной документ, подтверждающий факт основания предприятия (протокол, решение, соглашение) и зарегистрированный в местном органе власти. Также потребуются паспорта учредителей.

Что касается предпринимателей, то они должны представить, как минимум, свидетельство о государственной регистрации. Кроме этого, банк может потребовать общегражданский паспорт, ИНН, СНИЛС или иные документы.

Можно ли открыть РКО онлайн

Большинство банков предлагает оформиться на расчетно-кассовое обслуживание в дистанционном режиме.

Для этого нужно авторизоваться на сайте финансово-кредитного учреждения и заполнить заявку, ответив за все вопросы и загрузив сканы либо фотографии необходимых документов.

Но для подписания договора и оончательного оформления всех бумаг потребуется либо посетить банковский офис, либо встретиться с курьером.

Что учесть при выборе банка для РКО

Обращайте внимание на репутацию банка, изучите отзывы клиентов в Интернете, можно воспользоваться «сарафанным радио». Также учитывайте следующее:

  • местонахождение отделения банка (желательно неподалеку от офиса организации);
  • стоимость расчетно-кассового обслуживания;
  • перечень услуг, включенных в стандартный пакет;
  • наличие дополнительных сервисов и их цена: мобильный банк, инкассация, интернет-банкинг, эквайринг, личный менеджер и круглосуточная клиентская поддержка, и др.

Уточните, начисляются ли проценты за остаток средств на текущем (расчетном) счете. В некоторых банках для клиентов действуют спецпредложения по предлагаемым продуктам.

Внимательно изучите финансовые условия. Например, может выясниться, что при невысокой стоимости стандартного пакета оформление платежных документов сверх предусмотренного лимита будет слишком дорогим.